Веб - разработка

Esky: утром заказ – вечером у вас

Интернет-магазин детских товаров Esky работает с 2009 г., и за пять лет он успел прочно обосноваться на рынке, заняв 56 место в TOP-100 крупнейших интернет-продавцов Рунета по версии журнала «Секрет фирмы». В чем секрет успеха этого магазина? Ниша популярная, конкуренция высокая, цены, признаться, не самые низкие. Как расти и успешно конкурировать в таких условиях? Только уровнем сервиса: широким ассортиментом и быстрой доставкой.

В действительности это означает развитие собственного склада и собственной службы доставки. Ну и, конечно, автоматизацию всех складских и логистических процессов.

Первоначально, компания имела относительно небольшой склад на севере Москвы, там же размещался и офис. Со временем, складских помещений стало недостаточно, и было принято решение – все, что связано с хранением товара и формированием заказов перенести на новые площади, а на старой территории оставить сортировочный склад. На него будут поступать уже собранные заказы с основного склада и здесь же они будут распределяться по курьерам.

Поиски нового склада заняли несколько месяцев, в итоге было найдено подходящее помещение в складском комплексе Грюнштадт в Зеленограде. В июле прошлого года, когда помещение было полностью построено, начался переезд, новый склад заработал в конце октября 2013. Учитывая сжатые сроки – необходимость начать работу до предновогоднего пика заказов – компания решила отложить постройку мезонина, так что на данный момент складские мощности используются не полностью.

Разумеется, переезд не прошел безболезненно, пришлось немного «просесть» по уровню сервиса, но восстановить качественную работу удалось довольно быстро, буквально за 2-3 недели.

До того как этот склад запустился, на него завозились все новые поставки, открылся он с новым ассортиментом, и только после открытия на него стали перевозить товары со старого склада. В общем, магазин не останавливал свою работу ни на день.

Сейчас склад обрабатывает около 2000 заказов в день. Но это далеко не предел – используя имеющиеся складские мощности (6700 кв.м., 4 смены по 35 сотрудников) склад готов обрабатывать до 5000 заказов в сутки. А при небольшом увеличении (после постройки мезонина) планируется увеличить производительность до 7000 заказов в сутки.

Практически все процессы склада автоматизированы. За основу была взята WMS Infor (ее еще называют Exceed), которую, разумеется, пришлось доработать и интегрировать с 1С.

Заказы принимаются на сайте интернет-магазина и передаются в 1С, затем приходят на главный склад, в WMS. После отгрузки собранных заказов и отправки их на московский склад вся информация уходит обратно в 1С, в которой готовятся все товарные накладные, чеки и прочее.

На складе Esky система контролирует все операции, кроме, разве что, пополнения (работник сам выбирает полку или ячейку для размещения товара) и выбора тары для упаковки заказа – эту задачу сотрудники также решают самостоятельно.

Вся площадь склада поделена на несколько зон: зона приемки товара, где размещаются паллеты с грузом, прибывшие от поставщиков (а их у магазина около 150), зона хранения, зона комплектации и зона упаковки. Для самого популярного товара – памперсов – выделена специальная зона. Остальные товары хранятся на полочных стеллажах, эта зона поделена на четыре равные части: питание, игрушки, детские товары, одежда. При этом товар хранится на верхних полках, а отбор в заказ происходит с нижних ярусов.

На складе хранится порядка 50000 наименований товара, при этом сами товары весьма и весьма разнородны, начиная от детского питания, заканчивая крупногабаритными товарами (мебель, коляски и т.д.). Оптимизировать работу в таких условиях довольно непросто, но в Esky справились с этой задачей, тщательно продумав каждый этап работы с товаром и обработки заказа.

Хранение и пополнение товара

Для каждой товарной группы существуют свои правила хранения и пополнения.

Так, например, для пищевых товаров крайне важно не только не смешивать товары в ячейках, но и размещать в одной ячейке товары только из одной партии.

При этом, в зоне хранения питания выделены несколько секций, ячейки в которых относятся к группе «Приоритет» – они пополняются только возвратными товарами. По умолчанию, при возврате на склад им присваивается самая старая дата партии, и эти товары первыми уходят в заказы – такой алгоритм заложен в системе управления складом, которая указывает сборщику, где брать товары. В этих секциях допускается смешивать в ячейках товары и партии.

А в непищевых товарах (одежда и игрушки) совсем необязательно класть в ячейку только одинаковые товары. Более того, в этой группе товаров действует правило – очень похожие товары раскладывать как можно дальше друг от друга.

Это связано со спецификой работы системы: по штрих-коду сканер выдает название товара, но если оно длинное и не помещается на экране, а товары отличаются в самом конце названия, можно ошибиться. Например, есть «носочки синего цвета, размер 18, с бантиком» и «носочки синего цвета, размер 18, без бантика». Если эти два товара будут лежать в одной ячейке, это будет неудобно для поиска. Поэтому перед сотрудниками, которые пополняют товары, стоит задача размещать в одной ячейке как можно более разные товары по своему виду и названию.

Отбор и компоновка заказа

При поступлении нового заказа на терминал отборщика приходит задача примерно такого формата: подойти к ячейке такой-то, найти товар такой-то в количестве таком-то. Заказы складываются в корзины – обычные пластиковые корзины желтого цвета, похожие можно найти в любом супермаркете. Правда, с одним большим отличием. Каждая корзина имеет свой собственный штрих-код – соответствующие наклейки есть на всех четырех ее стенках, а на дне имеется RFID-метка.

Существует четкое правило – в одной корзине могут быть товары только из одного заказа. Хотя, большие заказы могут складываться в несколько корзин. Как только корзина заполнена, сотрудник ставит ее на специальный конвейер, который находится между зонами хранения и упаковки. Конвейер считывает информацию о том, что это за заказ (корзина идентифицируется по радио-метке), и «везет» ее до нужной ячейки консолидации в зоне упаковки. Фактически, ячейка консолидации – это ячейка на большом стеллаже, в которую складываются корзины с одним заказом.

С обратной стороны этого стеллажа находится зона упаковки и рабочие места упаковщиков. В каждой ячейке консолидации находятся корзины только с одним заказом – их может быть несколько.

Распределение заказов между упаковщиками тоже оптимизировано – для каждого следующего заказа система выбирает свободную ячейку, но соблюдает правило, чтобы заполняемость была равномерная. То есть, каждый новый комплектуемый заказ поступает в самую свободную зону, где на данный момент упаковываемых заказов меньше всего.

Конвейер позволяет решить сразу две задачи – равномерно распределить заказы среди упаковщиков и сократить «пробег» сотрудников между зоной отбора и зоной упаковки.

Когда все корзины заказа собрались в ячейки консолидации, на стороне упаковщика система показывает, что данный заказ готов к упаковке.

Упаковка заказа

Упаковка заказа происходит под четким руководством WMS. Сначала сканируется сама корзина, чтобы убедиться, что не произошло путаницы с ячейками, затем считываются штрих-коды со всех товаров. После того, как все содержимое корзины упакованы, система распечатывает штрих-код, который наклеивается на упаковку. Затем это упаковочное место (их в заказе может быть несколько) привязывается к заказу в системе и складывается в полибокс – большой серый пластиковый ящик, в котором заказы отправляются на московский склад. После того, как упаковку положили в полибокс, идентификатор полибокса точно так же привязывается в системе к заказу (физически – просто сканируется).

Если в заказе несколько упаковочных мест, они могут быть погружены в разные полибоксы, и даже в Москву могут быть отправлены разными машинами. Но благодаря уникальным штрих-кодам и привязке в системе, на сортировочном складе они снова будут собраны в один заказ.

Интересно, что никакой специальной упаковки в Esky не используют: опрос покупателей показал, что в большинстве случаев способ упаковки товаров не принципиален.

Правда, есть определенные правила – все, что отправляется по межгороду, обязательно упаковывается в коробку. Заказы, которые развозятся по Москве, можно упаковывать в полиэтиленовые пакеты.

Доставка

Магазин Esky доставляет товары по всей России, при этом в шести городах работает собственная служба доставки. В Москве это курьеры, в Нижнем Новгороде, Ярославле, Воронеже, Туле и Калуге – собственные пункты самовывоза и свои курьерские службы. По остальной территории заказы отправляются с помощью транспортной компании DPD, а также службами доставки Boxberry и PickPoint.

Сейчас в компании ведется работа над тем, чтобы для большей части городов России выполнять обещание «Сегодня заказ – завтра у вас». Планируется развивать в регионах свои ПВЗ, а вот магистральная доставка товаров до этих пунктов будет осуществляться силами агентских компаний.

Для Москвы существует более жесткий принцип: «Утром заказ – вечером у вас». Пока понятие «утра» в компании довольно условное, но планируется в ближайшее время сдвинуть конец утра до 11 часов – заказы, сделанные до этого времени, будут доставлены в тот же день, до полуночи.

Такие скорости достигаются только благодаря собственной курьерской службе. В компании довольно скептически относятся к неоправданному аутсорсу процессов, и не отдают ничего на откуп фулфилмент-операторам и внешним логистическим службам.

В курьерской службе Esky работает 88 водителей. Большая часть из них работает в будни, но есть и те, кто выполнят доставку только по выходным.

Для того, чтобы выдерживать обещание «Утром заказ – вечером у вас», компании приходится оптимизировать не только складские процессы, но и работу службы логистики.

Заказ, сделанный до определенного часа, обрабатывается на главном складе, упаковывается и отправляется грузовиком в Москву, на распределительный склад. Там он собирается (если состоит из нескольких упаковок), передается курьеру (грузится в автомобиль) и доставляется покупателю. Все это происходит в довольно сжатые сроки – последняя машина уходит с Московского склада не позднее 16 часов, и после этого курьер успевает развезти еще 20-30 заказов.

Для того, чтобы успеть за несколько часов распечатать чеки на 2000 заказов, загрузить несколько десятков автомобилей и доставить товары в тот же день, в Esky выработали несколько интересных решений.

1) Две волны

Курьеры разъезжаются с распределительного склада в два захода.

Поскольку склад находится в северной части города, первыми уходят машины на юг – им еще нужно доехать до заказчиков в другой конец города. А машины с заказами для тех, кто живет в северной части, уходят последними, ближе к вечеру.

2) Иногда лучше утром

В ряде случаев доставку товара переносят на утро следующего дня– если речь идет о таких районах, куда (и откуда) сложно добраться по вечерним пробкам, особенно, если оттуда поступило всего 2-3 заказа. Вечером посылать по этим адресам целую машину нет смысла, поэтому на этапе оформления заказа покупателю предлагают доставку на утро следующего дня.

3) Запасные водители

Существуют запасные водители – такие сотрудники приходят на работу, но не выезжают с заказами. Они остаются на складе на тот случай, если срочно придется кого-то заменить - сломается машина на маршруте, или заболеет другой водитель. Даже если заказов много, больше, чем могут развести штатные водители, эту работу готовы выполнять другие сотрудники, включая руководителей, но подменные водители так и останутся подменными, на случай форс-мажора.

4) В четыре руки

Кроме того, на машинах компании помимо водителя ездит еще и экспедитор – это позволят сделать до 40-50 остановок: заказ относит экспедитор, а водителю при этом не обязательно парковаться, это экономит время. Тяжелые или объемные заказы можно относить вдвоем, это тоже экономит время, не придется ходить за коробками несколько раз. Да и обзвонить следующих клиентов может водитель во время остановки, пока экспедитор отдает заказ.

Максимально оптимизируя все процессы, компания Esky не только выдерживает серьезную конкуренцию, но и активно развивается. В планах компании – доставка товара в регионы на следующий день после заказа, ведение коротких интервалов доставки по Москве и еще много нововведений, которые заметно повысят уровень обслуживания покупателей, а значит, позволят еще дальше оторваться от конкурентов.

Автор: Мария Сысойкина

Остались вопросы? Звоните нам!

+7 (495) 229-14-41
Отдел корпоративных внедрений
8-800-250-18-60
горячая линия «1С-Битрикс»
Заказать звонок