Оптимизация продаж федеральной торговой сети
«Оптоклуб Ряды» — аналог крытого рынка или ярмарки. Это четыре площадки в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской области, где продаются товары повседневного спроса.
Розничные покупатели выбирают продукцию для личного потребления. Оптовые — кафе, офисы, магазины у дома — для себя или перепродажи.
Рассказываем, как «Битрикс24» помог федеральной торговой сети оптимизировать общение с B2B и B2C-клиентами.
О заказчике
Федеральная торговая сеть «Оптоклуб Ряды» появилась в 2015 году.
Бизнес-модель компании — оптовая продажа ограниченного числа товаров с минимальной наценкой — низкомаржинальный лоукостер. Зарубежные аналоги: Costco, Sam’sClubs (подразделение Walmart), BJ’s.
Компания торгует продуктами питания, игрушками, витаминами, автомобильными товарами, электротехникой, одеждой и обувью, бытовой химией, текстилем — всего 4 000 единиц продукции.
Средний чек — 3 146 рублей.
У компании более 70 000 постоянных покупателей — держателей клубных карт.
Выручка за 2018 год составила 8 млрд рублей.
О ситуации
Менеджеры компании «Оптоклуб Ряды» общались с клиентами по телефону и в интернете.
Это было неудобно:
- Информация хранилась разрозненно — заявки терялись
- Обрабатывать запросы клиентов приходилось вручную — это отнимало много времени
- Заявки от B2B-клиентов приходили с задержкой — срывались сроки поставки
- Контролировать менеджеров было сложно — падала эффективность работы сотрудников
Руководство компании решило автоматизировать общение с клиентами — внедрить CRM для переговоров с розничными и оптовыми покупателями.
Задачи
Разработчикам предстояло подготовить решение, которое бы помогло сотрудникам торговой сети:
- Оперативно реагировать на заявки клиентов
- Контролировать качество обработки запросов
- Собирать статистику по отделам
Выбор платформы
Руководство компании «Оптоклуб Ряды» уже было знакомо с решениями «1С-Битрикс» — на его основе работал сайт торговой сети.
Критерии выбора платформы:
- Надежность решения
- Обширный функционал
- Масштабирование системы
- Выгодные условия: лицензия дешевле, чем у зарубежных аналогов
На рынке масса профильных разработчиков с приемлемыми ценами. Это упрощает работу с платформой.
Ход работ
Разработка стартовала в 2015 году. Внедрением CRM занялась компания ARTW. Работа продолжалась 6 месяцев.
Основная сложность — компания хотела получить больше, чем заложено в функционале «Битрикс24». Но гибкая система позволила адаптировать решение под задачи заказчика.
Сотрудники хорошо приняли изменения.

Решения
Автоматизация общения с розничными покупателями
Разработчики собрали на одной платформе разрозненные запросы от B2C-клиентов — держателей клубных карт.
Заявки поступали:
- По электронной почте
- В социальных сетях
- Через digital-ресурсы компании: сайт, личный кабинет, лендинги
- По телефону колл-центра
- Оффлайн — в торговых центрах
Чтобы объединить каналы коммуникации, разработчики интегрировали клиентскую базу с «Битрикс24». Данные о владельцах клубных карт хранились в SAP. Система дважды в сутки автоматически обновляет информацию о клиентах.
У каждого покупателя появилась карточка в разделе «Контакты».
Запросы клиентов регистрируют:
- Открытые линии
- CRM-формы
- Email-трекер
При каждом обращении покупателя создается лид, который в зависимости от содержания передается ответственным сотрудникам: в отдел качества, логистики, отдел кадров и др.
Запросы больше не теряются и обрабатываются в срок.

Автоматизация общения с оптовыми покупателями
Отдел оптовых продаж работает с ресторанами, кафе, небольшими магазинами — предлагает им товары по оптовым ценам и доставку.
Сотрудникам торговой сети нужно было:
- Настроить воронку привлечения новых клиентов
- Автоматизировать процесс закупки товаров
Система работает благодаря интеграции CRM c SAP. Разработчики импортировали:
- Базу оптовых покупателей с привязанными контактами
- Товарный каталог с ценами и остатками на складах
Чтоб данные оставались актуальными, базы синхронизируются несколько раз в сутки.
Воронка продаж
Разработчики ARTW проанализировали бизнес-процессы отдела по работе с B2B-клиентами. И предложили оптимизировать жизненный цикл лида от первого касания до контракта на поставку товара. Отдельно прописали бизнес-процессы работы с текущими клиентами.
Потенциальные контакты и касания с покупателями регистрируются в виде лида. Жизненный цикл клиента состоит из зафиксированной последовательности встреч и звонков с точными указаниями по срокам.
Руководитель направления регулярно получает отчеты, где видно:
- Насколько продуктивно работает менеджер
- Сколько действий он совершил
- Какое число звонков просрочил
Закупка
Запросы действующих клиентов обрабатываются в модуле «Сделка». В этом участвуют два подразделения: B2B и отдел закупок.

Чтобы согласовать даты поставки и объем партии, система формирует задания для сотрудников отдела закупки. Менеджеры по продажам получают актуальную информацию и только после этого договариваются с клиентом.

Благодаря такому подходу:
- Снижаются транзакционные затраты
- Повышаются объемы отгрузки
О разработчике
IT-компания ARTW — один из лидеров крупной веб-разработки и внедрения enterprise-решений. Более 20 лет успешно занимается внедрением корпоративных порталов, интеграцией комплексных инфраструктурных решений для российского бизнеса в сферах ecommerce, retail, производства, телекоммуникаций и нефтегазового сектора.
ARTW является «Золотым партнером» компании «1С-Битрикс» и обладаем расширенной компетенцией «Крупные корпоративные внедрения», что позволяет реализовывать проекты уровня Enterprise. Основные специализации: крупная веб-разработка, разработка и внедрение корпоративных порталов, мобильная разработка, продуктовая аналитика, ux/ui дизайн.
Ключевые клиенты: НПФ «Открытие», X5 Retail Group, ГК «Газпром», O’Key Group, ЛУКОЙЛ, МТС, Рольф, Ростелеком, Ozon, IBS и другие.
ARTW входит в Топ-10 IT-компаний среди российских разработчиков корпоративных решений и сайтов для ecommerce по версии Рейтинга Рунета. Проекты компании регулярно отмечаются профессиональным сообществом, в том числе наградами конкурсов Tagline Awards, Золотой Сайт, Awwwards, CSS Design Awards, Russia Intranet Awards и других.
У компании «Оптоклуб Ряды» появилась CRM для общения с оптовыми и розничными покупателями, которая автоматизировала работу с заявками.
В результате:
- Все запросы клиентов фиксируются, история общения сохраняется в CRM
- Менеджерам стало проще работать, потому что бизнес-процессы разложили на шаги
- Скорость обработки заявок увеличилась в 2,5 раза
- Вероятность потери запроса снизилась до минимума
- У отдела маркетинга появилась база потенциальных клиентов — людей, которые обращались в компанию, но еще не купили клубную карту
- Руководители торговой сети теперь могут делать отчеты по типам запросов от покупателей и анализировать скорость их обработки
«Оптоклуб Ряды» планирует дальше автоматизировать процессы — настроить модуль «Задачи и проекты под задачи компании. И подготовить решение, чтобы мониторить работу сотрудников за пределами офиса.