В 2016 году «Банк «Санкт-Петербург» начал цифровую трансформацию. Первый шаг — переход на новый корпоративный портал.
Через два года компания решила расширить его функционал — добавить «Базу знаний» и личный кабинет сотрудника.
Рассказываем, как «1С-Битрикс24» помог финансовой организации оптимизировать работу с документами.
О компании
ПАО «Банк «Санкт-Петербург» (БСПБ) — крупнейший банк Северо-Западного региона. На рынке с 1990 года.
Приоритетные направления — кредитование, расчетно-кассовое обслуживание. Банк работает с юридическими и физическими лицами Проводит операции с валютой, межбанковскими кредитами и ценными бумагами.
БСПБ работает на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы и Калининграда.
Занимает 14 место в списке крупнейших по активам российских банков.
О ситуации
Раньше необходимые для работы данные и нормативные документы банка хранились в разных системах и источниках:
- От папок на сетевых дисках до личных архивов работников
- Часто — в распечатанном виде
Это приводило:
- К монотонному труду — приходилось обрабатывать документы вручную
- Увеличению сроков — на поиск информации
- Дополнительным тратам — на аренду площадей для хранения бумажных архивов
У работников не было инструментов для сквозного поиска информации. Например, сотрудники контактного центра ежедневно тратили массу времени, чтобы найти инструкции, регламенты или письма — это отражалось на качестве клиентского сервиса.
Минусы старого подхода к хранению информации:
- Трудно получать необходимые сведения
- Нельзя в полном объеме передавать накопленный опыт новым сотрудникам
- Сложно уведомлять персонал об изменениях и обновлениях контента
- Тяжело контролировать, успели ли работники с ними ознакомиться
- Риск использовать неактуальные данные
Поэтому руководство банка решило создать базу знаний — единое универсальное хранилище информации и нормативных документов с удобной системой поиска.
Чтобы сотрудники точно использовали актуальную версию файлов — придумали ввести подтверждение с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Задачи
Разработчикам «КОРУС Консалтинг» предстояло:
- Систематизировать знания и нормативные документы банка
- Создать инструмент для быстрого поиска информации
- Предоставить сотрудникам возможность обмениваться опытом с коллегами, обсуждать материалы и дорабатывать их
- Разработать механизм электронного ознакомления сотрудников с новыми файлами или изменениями в старых
Выбор платформы
На старте представители банка рассматривали ряд технологических баз: Confluence, WSS, «1С». После детального сравнения выбрали «1С-Битрикс24».
Преимущества решения:
- Сотрудники БСПБ уже работали с платформой «1С-Битрикс24» — на ней построен корпоративный портал Интерфейс им знаком, можно было не проводить дополнительное обучение персонала
- Не нужно создавать еще одну корпоративную систему — предложили работникам знакомый инструмент с единой точкой входа
- Команда «КОРУС Консалтинг» уже реализовала на этой платформе базовый механизм обмена с кадровой системой банка, не требовались дополнительные интеграции
- Не нужно покупать новые лицензии. У «1С-Битрикс24» открытый исходный код, что позволяет постоянно развивать продукт и добавлять новые функции без технологических ограничений
Ход работ
Разработкой занялись специалисты «КОРУС Консалтинг» совместно с командой банка.
Проект проходил в два этапа:
- Создание базы знаний, в которую вошли существовавшие информационные ресурсы банка
- Запуск личного кабинета, где сотрудники знакомятся с документами и подтверждают это с помощью ЭЦП. Там же они подают заявки на корпоративные услуги и пользуются другими сервисами банка
В основе проекта — гибкий подход по методологии Agile.
Разработку разделили на спринты, каждый из которых длился 2 недели. Результат спринта — готовая функциональность или небольшой релиз.
Такой подход помог лучше планировать работу и завершить проект в срок.
Решения
База знаний включает в себя:
- Главную страницу
- Каталог материалов
- Шаблоны карточек документов, редактор статей
- Поиск и классификацию: по ключевым словам, тегам, названиям и другим категориям
- Глоссарий
- Историю изменений
- Уведомления, контроль актуальности документов
- Автоматизированный процесс согласования материалов
- Личный кабинет сотрудника
- Функционал для оценки и обсуждения текстов
- Архив
Навигация
База знаний — это набор структурированных статей и документов. Важные материалы и актуальные изменения всегда должны быть «под рукой». На главной странице разработчики расположили блоки:
- Мгновенный поиск с автоподсказками
- Новостная лента
- Популярные и новые материалы
- Прямой доступ к основным категориям
В результате сотрудники получили удобный путеводитель по базе знаний.

Создание материалов
У решения интуитивно понятный интерфейс:
- Информационные статьи легко создаются через визуальный редактор
- Документы — через заготовленные шаблоны
Заводить новый материал нужно в личном кабинете пользователя. Там же сотрудник отслеживает статус документа.
За определенными категориями материалов закрепляются эксперты, которые могут размещать авторские статьи. Функционал базы знаний позволяет сотрудникам оставлять к ним комментарии, задавать вопросы и оценивать ответы.
В системе предусмотрен рубрикатор вопросов и ответов, а также поиск по ключевым словам.

История изменений
Каждая статья, которая попадает в базу знаний, проходит этапы согласования и редактуры. Можно настроить этот процесс под конкретную категорию материалов.
В документах хранится информация об авторе и дате изменений. Видны правки в тексте и приложенных к нему файлах. Можно восстановить предыдущую версию материала.

В базе знаний заложены функции еженедельного дайджеста:
- Пользователь подписывается на нужный раздел или категорию материалов
- После чего получает информационную рассылку с перечнем изменений и обновлений в разделе: появилась новая статья или свежая версия файла
Это удобно — не нужно постоянно мониторить и отслеживать изменения вручную.
Есть группа пользователей, например, юристы, которые получают уведомления в обязательном порядке.
ЭЦП
Сотрудникам банка важно использовать только актуальную информацию.
В БСПБ работают более 4 000 человек. Раньше, чтобы ознакомить всех с новым регламентом требовалось:
- Минимум 4 000 бумажных листов — по одному для каждого сотрудника
- Бесчисленные часы специалистов отдела кадров — на ознакомление персонала с новым документом
- Затраты на доставку подписанных бумаг из филиалов в головной офис
Теперь работники банка подтверждают, что ознакомились с документом, в личном кабинете — с помощью ЭЦП.
Электронный документооборот избавляет от рутины, экономит ресурсы. Защищает банк от юридических рисков: административной ответственности или штрафа, если сотрудники не ознакомятся с документами в установленный законом срок или потеряют бумаги.
Поиск
База знаний содержит тысячи материалов, поэтому разработчики сделали ставку на быстрый поиск и понятную классификацию информации.
Найти документ легко:
- По названию, содержимому статьи, тегам, категории, автору
- По форматам вложенных файлов: Word, Excel, Power Point
- По выбранному периоду: дате создания, последних изменений или перевода материала в архив
При этом разработчики предусмотрели ограничения доступа — пользователь видит только ту информацию, которая положена ему по должности.
Глоссарий
Этот модуль появился, чтобы облегчить сотрудникам работу с документами и снизить вероятность неправильной трактовки терминов. Теперь пользователи говорят на одном языке.
Они могут самостоятельно создавать определения для любого термина и задавать варианты использования в тексте. Система автоматически подставляет к каждому упоминанию термина в статьях всплывающую подсказку с его определением.

Аналитика
Этот блок помогает отслеживать, как сотрудники пользуются базой знаний.
Статистика показывает количество загруженных материалов и число обновляемых документов.
Руководителям БСПБ видно:
- Как развивается база
- Какие разделы наиболее популярны
- Что из материалов можно передать в архив
Банк провел опрос, насколько новая функциональность востребована сотрудниками. Порядка 90% работников регулярно обращаются к базе знаний несколько раз в день. Использование ИТ-решения помогает централизованно хранить и актуализировать данные для сотрудников банка.
О разработчике
«КОРУС Консалтинг» — российская ИТ-компания, на рынке с 2000 года. Специализируется на:
- Создании, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов
- Внедрении информационных систем
- ИТ-аутсорсинге
- Разворачивании ИТ-инфраструктуры
Среди клиентов: Bonava, DPD, Nokian Tyres, Tele2, «Азбука Вкуса», «Вертолеты России», «Дикси», «Инвитро», «Леруа Мерлен», «Магнит», «МегаФон», «Норильский Никель», СТД «Петрович», ТТК, «Росатом», «Яндекс.Деньги».
В офисах «КОРУС Консалтинг» в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле работают более 950 сотрудников.
«КОРУС Консалтинг» — золотой партнер «1С-Битрикс» с 2015 года. По итогам 2018 года «КОРУС Консалтинг» был признан лидером продаж «1С-Битрикс: Enterprise».