
В 2014 году, когда бренд SOKOLOV только зарождался, процессы в организации не были отлажены:
- Часть сотрудников общалась в сетевом чате
- Маркетологи использовали специальный софт для планирования задач
- Остальные коллеги обменивались информацией по телефону и электронной почте
Рассказываем, как «1С-Битрикс24» помог ювелирной компании наладить корпоративные коммуникации.
О заказчике
SOKOLOV — международный ювелирный бренд со своим производством. Его завод один из самых крупных в Восточной Европе.
В 1993 году супруги Алексей и Елена Соколовы открыли семейную ювелирную мастерскую Diamant.
В 2014 году компания вышла за рубеж, основатели переименовали ее в SOKOLOV.
Продукция бренда представлена на рынках СНГ, Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки — в свыше 8 000 магазинов.
Ежегодно под брендом SOKOLOV выпускается от 14 млн ювелирных изделий. Более 700 новинок — каждый месяц.
О ситуации
Сотрудникам компании SOKOLOV было неудобно общаться и вести дела без единого канала коммуникации.
Основные трудности:
- Сложно собирать информацию из разрозненных источников Приходилось вспоминать, с кем из коллег и где велась переписка, о чем договорились
- Не было единой структуры компании. Найти нужного человека, если сотрудник не знал его лично, было сложно. В качестве временного решения работники колл-центра завели электронную таблицу с телефонным справочником
Компания росла, к внутренним коммуникациям добавились переговоры с новыми дистрибьюторами, поставщиками и ритейлерами. Команде нужно было справляться с растущим потоком дел между подразделениями организации.
Поэтому руководство SOKOLOV для начала опробовало облачное решение, чтобы централизованно управлять задачами и систематизировать общение персонала. Эксперимент оказался удачным. Через полгода после старта разработчики компании решили создать корпоративный портал.
Задачи
IT-службе SOKOLOV, которые позднее выделились в отдельную компанию ООО «Реалайз», предстояло:
- Перенести корпоративный портал из облака на собственные серверные мощности — этого требовала политика информационной безопасности
- Создать инструмент, который позволил бы быстро найти нужного сотрудника в структуре организаций с более 1500 человек в штате
- Предоставить работникам удобные инструменты для закрытия двух «больных» процессов: создать электронные заявки на закупки в центральное снабжение компании и упростить оформление командировок
Выбор платформы
Для запуска корпоративного портала разработчики выбрали «1С-Битрикс24: Энтерпрайз».
Руководитель проекта был давно знаком с этим решением. Он взял на себя ответственность за внедрение инструмента в SOKOLOV.
Критерии выбора платформы:
- Решение уже содержало необходимые модули: задачи с группами, чат, структура компании, социальная сеть в виде живой ленты
- До внедрения корпоративного портала сотрудники использовали облачную версию и успели привыкнуть к интерфейсу
- Платформа позволяет расширить функционал портала — этого хотело руководство SOKOLOV
Ход работ
Облачную версию внедрили в декабре 2014 года. Переезд «в коробку» стартовал весной 2015 года.
Этапы проекта
- На первом разработчики внедряли стандартные инструменты: чат, задачи, живая лента, структура компании. Последовательно подключали подразделения SOKOLOV — за полгода перевели на портал около 700 человек и полностью заменили старые инструменты коммуникаций на новые
- После переезда «в коробку» разработчики с помощью партнера настроили интеграции «1С:ЗУП» и MS Active Directory. Автоматизировали раздачу прав и доступов к ресурсам компании при приеме сотрудника в штат и после его увольнения
- Затем IT-специалисты дописывали модули по работе с блоками снабжения и командировок
Реакция пользователей
Корпоративный портал, как любой новый инструмент, сотрудники приняли не сразу. Понадобилось время, чтобы привыкнуть.
Чтобы переход прошел гладко, разработчики внедряли нововведения последовательно:
- Первыми решения тестировали IT-специалисты SOKOLOV
- Как только разработчики понимали, что функционал отлажен и может прижиться в бизнесе — «выкатывали» его на пилотную группу желающих. Обычно на подразделения, с которыми чаще всего пересекается IT-блок
- И только потом решение разворачивали на всю компанию
Первое, что полюбили сотрудники — чаты. Чуть дольше «приживались» задачи и работа в группах.
Технические трудности
Авторизация пользователей
Чтобы сотрудникам не пришлось запоминать дополнительную пару логин-пароль для доступа к корпоративным ресурсам, разработчики решили привязать к порталу доменную авторизацию.
Оказалось:
Работники производства, дистрибуции и розничной торговли имели учетные записи в различных доменах одного доверенного леса Active Directory (AD DS) от Microsoft. (Лес — это логическая конструкция, которую используют доменные службы AD DS для группирования одного или нескольких доменов).
Модуль, который шел «в коробке», не поддерживал авторизацию в среде мультидоменности и лесов. Разработчикам пришлось совместно с интегратором дополнить его.
Команда «Реалайз» связала контроль пользователей с кадровой системой «1C: ЗУП». Это позволило автоматически деактивировать сотрудников после увольнения.
Организация хранения пользовательских данных
Люди привыкли хранить файлы в облаке только тогда, когда не остается места на личном устройстве.
В корпоративном сегменте действует тот же паттерн. Сотрудники подолгу берегут файлы: даже те, с которыми работали 5-6 лет назад.
Мало кто из работников может объяснить, зачем им эта информация.
Далеко не всегда работают:
- Призывы IT-специалистов наводить порядок в папках
- Рекомендации удалять старые «тяжелые» файлы
Системным администраторам SOKOLOV приходится периодически расширять дисковые пространства для хранения корпоративных документов на портале и бесперебойного доступа к ним — через «Битрикс24.Диск».
Разработчики постоянно создают резервные копии.
Решения
Расширенный телефонный справочник
Офисным сотрудникам и работникам колл-центра было сложно находить нужного человека среди 1500 коллег. Приходилось тратить на это дополнительное время.
Поэтому разработчики сделали корпоративный телефонный справочник.

Структуру отделов задают специалисты кадровой службы в «1С». Эта информация стала первоисточником для справочника.
Искать сотрудника можно не только по заполненным полям в профиле, но и по скрытым служебным:
- Должность
- Роль в компании
- Направления, за которые работник отвечает
Заявки в центральное снабжение
Раньше менеджеры компании отправляли заявки на закупку с помощью самописной конфигурации «1С: “Управление материальным обеспечением”».
Но не у всех сотрудников был доступ к платформе на рабочем месте — для повседневных задач она не требовалась.
Разработчики запустили специальный модуль внутри корпоративного портала, чтобы:
- Создавать заявку на закупку
- Оставлять к ней комментарии
- Отслеживать статус документа

Для этого заявителю и согласующему менеджеру не нужно покидать корпоративный портал.
При этом:
- Согласование договоров на закупки
- Процесс оплаты
- Контроль поступлений и распределение по складам
Происходит в привычных для ответственных сотрудников интерфейсах — в «1С: Бухгалтерия».

Командировки и служебные поездки
Новый модуль автоматизирует оформление документов и подготовку бумажной отчетности.

Он позволяет:
- Создавать заявки на командировки и служебные поездки
- Согласовывать их: в процессе участвуют руководитель сотрудника и специалист отдела кадров
- Подключать бухгалтера для расчетов авансовых платежей и зарплаты
После завершения поездки система автоматически формирует пакет pdf-документов для печати. Сотрудник подписывает его и направляет любым удобным способом в бухгалтерию.
О разработчике
IT-компания Realize изначально была небольшим отделом на ювелирном заводе. За несколько лет выросла до независимой организации.
Специализируется на автоматизации бизнес-процессов крупных ювелирных брендов. Создает узконаправленные сервисы и проводит сложные интеграции.
В разработке придерживается принципов Agile.
В штате — 80 человек.
Офисы Realize есть в Костроме, Ярославле, Самаре и Московской области.
Корпоративным порталом пользуются более 1500 сотрудников SOKOLOV.
- Автоматизировал рутинные операции — оформление заявок на снабжение, согласование командировок и служебных поездок
Статистика портала:
- 83 000 задач поставлено
- 37 млн сообщений отправлено в чатах
- 17 000 заявок передано в центральное снабжение
В планах у разработчиков — соединить портал с диспетчерской службой, системой трекинга задач и другими программами. В будущем площадка станет «одним окном» для решения разноплановых задач сотрудников.